Круглосуточные консультации

+7 (812) 748-31-30

Наиболее динамично развивающейся отраслью Санкт-Петербурга станут похоронные услуг

По закону государство может похоронить любого человека за свой счет по так называемому гарантированному перечню. Обычно так хоронят бомжей или одиноких стариков, у которых не осталось близких, но теоретически правом на бесплатное захоронение может воспользоваться любой желающий. Из городского бюджета на эти цели выделяется 3444 рубля в случае похорон в гробу и 3693 рубля при кремации, которая просто технологически несколько дороже. При этом, по словам начальника Отдела ритуальных услуг КЭРППиТ Владимира Родькина, эти ассигнования меньше себестоимости необходимых работ на 15% — часть затрат берут на себя подрядные ритуальные компании.

В первом квартале будущего года эти тарифы, скорее всего, вырастут на 30—35%. По словам Владимира Родькина, нынешние цены устанавливались еще в 2005 году, и сейчас в них уже практически невозможно уложиться, в первую очередь, из-за транспортных расходов. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, разумеется, хлопоты о похоронах берут на себя близкие умершего. И речь идет уже о совершенно других, на порядок больших суммах. Собеседник «Фонтанки» Виктор (имя изменено) около месяца назад похоронил свою бабушку на Волковском кладбище. «Чтобы сделать все так, как хочется, нужно 100 тысяч рублей», — говорит он и приводит смету основных расходов.

Наиболее существенная статья затрат — это само место на кладбище. У бабушки Виктора на Волковском кладбище уже давно был похоронен муж. Однако подхоронить женщину к нему было невозможно — площадь участка по нормативам была недостаточна для еще одного захоронения. По словам Виктора, сотрудник кладбища обмерил могилу и предложил все возможные варианты, которые позволили бы сократить расходы, однако в результате пришлось приобрести новое место неподалеку.

Оно обошлось в 60 тысяч рублей, которые без всякого чека пошли в карман сотруднику кладбища. «Но вы знаете, я очень доволен всем, и кладбищем. За ним же следят, убирают, поддерживают в порядке. Конечно, этот человек, который нам помогал, он подъехал на черном джипе. Но понятно, что наши деньги не просто в карман бандиту пошли, а на дело. Если бы была возможность, я готов был бы заплатить столько же официально», — комментирует Виктор нелегальную сделку.

Между тем, возможность заплатить официально действительно существует. Ситуация с местами для могил в Петербурге, как в любом крупном городе, не простая. Свободно хоронить в настоящее время можно только на девяти кладбищах — Южном и Ковалевском, а также на погостах в пригородах. Однако многие, разумеется, хотят, чтобы их близкие лежали в более престижных или удобно расположенных местах. Но хоронить на остальных кладбищах города можно только, если там уже лежат родственники (при этом новый гроб в старую могилу можно положить только спустя 20 лет после предыдущих похорон) или на свободных местах, небольшое количество которых сотрудники стараются подготовить на месте заброшенных участков. Таким образом, спрос рождает предложение и приводит к ценообразованию вне зависимости от того, законно или нелегально будет проведен платеж. Вместо того, чтобы платить сотруднику кладбища прямо на месте, можно обратиться в ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания» на улице Достоевского, 9, где есть вся информация о местах на центральных кладбищах города. Диспетчер прямо называет расценки — от 40 до 100 тысяч рублей и более. Поскольку формально по закону место для могилы должно предоставляться бесплатно, эти суммы проводятся по графе оказания услуг. На Южном кладбище, где можно хоронить свободно, по словам собеседника «Фонтанки» Андрея, который до недавнего времени работал там писарем, таким же образом за место придется заплатить 15—20 тысяч рублей.

В «Санкт-Петербургской ритуальной компании» обратившимся сразу предлагают и услуги ритуального агента, который уладит формальности на всех стадиях похорон. Услуги такого специалиста стоят достаточно дорого — от 15 до 30 тысяч рублей. Однако, Виктор, который и за место для могилы заплатил прямо на кладбище, всеми хлопотами занимался сам.

8 тысяч рублей ушло на транспорт, 7 тысяч на приведение тела в порядок в морге, 4 тысячи на гроб и принадлежности. Все эти платежи были оформлены абсолютно официально. Трое могильщиков за свои труды получили по 2 тысячи рублей прямо на руки. Еще 500 рублей Виктор по собственной инициативе отдал водителю. По его словам, шофер был исключительно корректен, предупредил, что если понадобится, он может помочь нести гроб, и хотя его услуги не потребовались, Виктор посчитал, что обязан его отблагодарить.

«Они все настоящие психологи-практики. Раскрутка идет на тысячу процентов, — комментирует он свой опыт общения с работниками ритуальной сферы. — Но надо признать, что при этом они очень четко представляют себе определенную грань и никогда не попросят больше, чем люди могут позволить себе дать». С Виктором согласен и бывший кладбищенский писарь Андрей. Его, по собственному признанию, этически неоднозначная работа, фактически, заключалась в том, чтобы ходить между могил и предлагать близким усопших услуги кладбища — кому-то решетку подкрасить, кому-то памятник подновить. По его словам, рентабельность работы с людьми в горе достаточно высока. Так, например, плиту черного мрамора размером 50х90 сантиметров, которая в закупке стоит 3,5 тысячи рублей, ему приходилось предлагать за 20 тысяч.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...