Главная    /  Новости   /  «Не будем тешить себя надеждами, что мы будем его помнить и от этого что-то сохранится»

«Не будем тешить себя надеждами, что мы будем его помнить и от этого что-то сохранится»

2019-02-23

В театре имени Моссовета в понедельник прошло прощание с Сергеем Юрским. Актер умер 8 февраля в своей квартире в Москве. После гражданской панихиды его похоронили на Троекуровском кладбище.

За несколько минут до начала церемонии прощания перед Театром имени Моссовета было сравнительно немного людей, но они подходили и подходили, на глазах формируя очередь, пересекающую весь сад «Аквариум». Люди в очереди в основном молчали или тихо переговаривались между собой, вспоминая работы Сергея Юрского в театре и кино, а иногда — эпизоды личного знакомства. И хотя в саду «Аквариум» совсем не было ощущения толпы, по этим разговорам казалось, что сюда собралась вся страна, которая смотрела и любила Юрского. Отставной подполковник юстиции из Калуги рассказывал, как он впервые увидел «Человека ниоткуда» (1961), когда ему было 14 лет: «Там был молодой Юрский, ему было двадцать пять. Я запомнил, потому что это был в те времена какой-то космический фильм». На глаза подполковнику наворачивались слезы, и он доставал платок, чтобы вытереть их. Многие плакали, когда начинали говорить.

Кто-то назвал время Сергея Юрского «юрским периодом», и словосочетание сразу разлетелось как описание эры, когда все было иначе, чем сейчас.

Почти все говорили о гражданской позиции актера: «Он никогда не входил в толпу, а высказывал свое мнение,— вспомнил подполковник.— У него высочайший нравственный критерий в жизни. Меня это поддерживало, его система ценностей». Женщина, знавшая Сергея Юрского в школьные годы, вспомнила, как он был со всеми на равных. Другая женщина принесла старую газету с фотографией молодого Юрского. Ее сосед по очереди вспомнил, как ходил на презентацию книги Сергея Юрского десять лет назад (в 2008 году вышла его книга «Кого люблю, того здесь нет».— “Ъ”), и жалеет, что не осмелился тогда подойти к артисту.

Чем известен Сергей Юрский

Читать далее

Журналисты, занявшие свои посты вдоль очереди, задавали вопросы — кажется, подчас не совсем те, на которые людям хотелось отвечать. Отвечали не все, многие старались пройти мимо, а когда отвечали, то это звучало как-то официально — не так, как тихие разговоры внутри очереди, в которых сразу много людей словно вспоминали своего близкого. Но официальное тоже было важно: Сергея Юрского называли человеком поколения, сравнивали с Даниилом Граниным и Дмитрием Лихачевым.

В одиннадцать охранники начали пропускать людей внутрь театра, следя, чтобы они не создавали толпу в холле. Зал быстро заполнялся, в какой-то момент пришлось открыть балконы, и они тоже оказались полны.

В театр проходили друзья Сергея Юрского: адвокат Генри Резник, президент Пушкинского музея Ирина Антонова, режиссер Владимир Меньшов.

Режиссер Владимир Меньшов (слева), вдова актера, актриса Наталья Тенякова (вторая справа) и их дочь, актриса Дарья Юрская

Режиссер Владимир Меньшов (слева), вдова актера, актриса Наталья Тенякова (вторая справа) и их дочь, актриса Дарья Юрская

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В зале сильно пахло розами. Люди складывали цветы на сцену, в центре которой стоял открытый гроб, и проходили в зал, чтобы найти свободное место в рядах или проходах.

Актеры театра имени Моссовета читали со сцены телеграммы и траурные адреса от президента Владимира Путина, главы Совета федерации Валентины Матвиенко, министра культуры Владимира Мединского, мэра Москвы Сергея Собянина, президента СССР Михаила Горбачева.

Министр культуры России Владимир Мединский

Министр культуры России Владимир Мединский

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Я думаю, что все те герои, поэты, писатели, которые были в программе у Сергея Юрьевича — это он сам,— сказал актер Игорь Золотовицкий.— Он и Пушкин, он и Бродский, он и Хармс, он и все-все-все. И так бы я хотел, чтобы мои родные дети и мои студенты был похожи на него хоть чуть-чуть, хоть на сколько-нибудь процентов. Если бы от Юрского взять все качества, которые у него есть, то мир изменился бы сегодня же. Это был театр, это была планета, это был невероятно смелый человек, прекрасный, с таким юмором, с такой иронией. Он не мог успокоиться ни в каких смыслах — ни в творческих, ни в гражданских, ни в человеческих, ни в личных… Дорогой Сергей Юрьевич, я всегда буду гордиться, что я дотрагивался до вас, что я что-то слышал в вашей мысли. Спасибо вам большое, и простите».

Каким запомнился Сергей Юрский на сцене и в жизни

«Когда мне было 16, и отец меня с кем-то знакомил — он всегда говорил: вот, наследник всех моих долгов. Так себя и чувствую»
<br>Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Его отец Юрий Юрский был известным режиссером, возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре. Возможно этим объяснялось желание Юрского стать клоуном, но в 1952 году он поступил на юридический факультет Ленинградского университета

«Когда мне было 16, и отец меня с кем-то знакомил — он всегда говорил: вот, наследник всех моих долгов. Так себя и чувствую» 
Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Его отец Юрий Юрский был известным режиссером, возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре. Возможно этим объяснялось желание Юрского стать клоуном, но в 1952 году он поступил на юридический факультет Ленинградского университета

Фото: Максим Блохин / ТАСС

«Вживаться — это слишком психиатрическое слово. Михаил Чехов говорил, что вжиться можно до сумасшествия»
<br>Кадр из кинофильма «Крепостная актриса» (1963). Сергей Юрский в роли Никиты в центре в белой сорочке

«Вживаться — это слишком психиатрическое слово. Михаил Чехов говорил, что вжиться можно до сумасшествия» 
Кадр из кинофильма «Крепостная актриса» (1963). Сергей Юрский в роли Никиты в центре в белой сорочке

Фото: РИА Новости

«Мое самое большое достижение — своя большая квартира. Я до сорока лет жил в коммуналке»
<br>На юриста Сергей Юрский так и не выучился. Будучи на третьем курсе, он перешел в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского и окончил его в 1959 году. В начале 60-х он стал ведущим актером Большого драматического театра им. Горького. Играл Чацкого, Эзопа, Полежаева. Работу в театре Юрский совмещал с работами в кино. В 1966 году на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (кадр на фото), в котором Юрский сыграл Викниксора

«Мое самое большое достижение — своя большая квартира. Я до сорока лет жил в коммуналке» 
На юриста Сергей Юрский так и не выучился. Будучи на третьем курсе, он перешел в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского и окончил его в 1959 году. В начале 60-х он стал ведущим актером Большого драматического театра им. Горького. Играл Чацкого, Эзопа, Полежаева. Работу в театре Юрский совмещал с работами в кино. В 1966 году на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (кадр на фото), в котором Юрский сыграл Викниксора

Фото: РИА Новости

Всесоюзную известность Сергею Юрскому принесла роль Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок» (1968). Затем последовали картины «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и другие

Всесоюзную известность Сергею Юрскому принесла роль Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок» (1968). Затем последовали картины «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и другие

Фото: РИА Новости

«Раньше я отдыхал так: ездил в наши дома творчества на Черном море и в Заволжье. Лучше этого не было. Сейчас я попробовал так отдыхать: ездить туристом. Но оказалось, это более утомительно, чем мои рабочие поездки. Жутко устал. Мне — чтоб отдохнуть, — выясняется, кроме моего дивана, ничего и не нужно»

«Раньше я отдыхал так: ездил в наши дома творчества на Черном море и в Заволжье. Лучше этого не было. Сейчас я попробовал так отдыхать: ездить туристом. Но оказалось, это более утомительно, чем мои рабочие поездки. Жутко устал. Мне — чтоб отдохнуть, — выясняется, кроме моего дивана, ничего и не нужно»

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Сергей Юрский был дважды женат. Первой его супругой стала актриса Зинаида Шарко, однако они разошлись и актер женился на актрисе Наталье Теняковой (на фото). В 1973 году у них родилась дочь Дарья (на фото)

Сергей Юрский был дважды женат. Первой его супругой стала актриса Зинаида Шарко, однако они разошлись и актер женился на актрисе Наталье Теняковой (на фото). В 1973 году у них родилась дочь Дарья (на фото)

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

В 1974 году в Большом драматическом театре им. М.Горького артист выступил в качестве режиссера, поставив спектакль «Мольер» по  Булгакову, который стал театральной сенсацией
<br>Сергей Юрский в спектакле «Цена» Артура Миллера в роли Виктора Франка в постановке Академического Большого драматического театра имени М.Горького

В 1974 году в Большом драматическом театре им. М.Горького артист выступил в качестве режиссера, поставив спектакль «Мольер» по Булгакову, который стал театральной сенсацией 
Сергей Юрский в спектакле «Цена» Артура Миллера в роли Виктора Франка в постановке Академического Большого драматического театра имени М.Горького

Фото: Максим Блохин / ТАСС

Среди заметных киноролей Сергея Юрского как зрители, так и критики, отмечали роль Груздева в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Другими яркими ролями были Роше в «Ищите женщину» (1982), дядя Митя в «Любовь и голуби» (1984), Рене в «Королеве Марго» (1996)<br>
На фото: кадр из фильма «Не бойся, я с тобой!». Сергей Юрский в роли полицейского пристава

Среди заметных киноролей Сергея Юрского как зрители, так и критики, отмечали роль Груздева в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Другими яркими ролями были Роше в «Ищите женщину» (1982), дядя Митя в «Любовь и голуби» (1984), Рене в «Королеве Марго» (1996)
На фото: кадр из фильма «Не бойся, я с тобой!». Сергей Юрский в роли полицейского пристава

Фото: Азербайджанфильм

«Никогда не забуду японку Кеку. Я ставил в Токио спектакль по Ибсену. Мне представляют молоденькую актрису Кеку. Там была совсем маленькая роль девушки, которая приходит в комнату к Боркману (спектакль "Йун Габриэль Боркман"), играет на рояле и больше не появляется. Спрашиваю: "Вы играете на рояле?" — "Нет, не играю". Ну ничего, говорю, Григ будет по радио звучать, а вы будете просто слушать, либо за кулисы посадим музыканта, что хуже, конечно. Она спрашивает: "А может быть, я буду играть?" Что вы, говорю, это сложно. И уезжаю. Проходит два месяца, у нас фуршет, едим какое-то мясо — меня зовут: "Мы хотим, чтобы Кеку вам сыграла". Она садится — пальчики, как спички, — и мощно играет "Норвежский танец" Грига, труднейшую, виртуозную вещь. Как? Что? "Вы что, в школу поступили?" — "Да, учительницу взяла". — "Подождите, вы же были на гастролях в Америке". — "Была, да". Она в Америке договорилась и все свободное время не ходила по Америке, а училась. Мне было стыдно, я же предупреждал, что это маленькая роль, что это вообще никто не оценит. Стоит и вежливо улыбается — она просто хотела сделать все наилучшим образом»

«Никогда не забуду японку Кеку. Я ставил в Токио спектакль по Ибсену. Мне представляют молоденькую актрису Кеку. Там была совсем маленькая роль девушки, которая приходит в комнату к Боркману (спектакль "Йун Габриэль Боркман"), играет на рояле и больше не появляется. Спрашиваю: "Вы играете на рояле?" — "Нет, не играю". Ну ничего, говорю, Григ будет по радио звучать, а вы будете просто слушать, либо за кулисы посадим музыканта, что хуже, конечно. Она спрашивает: "А может быть, я буду играть?" Что вы, говорю, это сложно. И уезжаю. Проходит два месяца, у нас фуршет, едим какое-то мясо — меня зовут: "Мы хотим, чтобы Кеку вам сыграла". Она садится — пальчики, как спички, — и мощно играет "Норвежский танец" Грига, труднейшую, виртуозную вещь. Как? Что? "Вы что, в школу поступили?" — "Да, учительницу взяла". — "Подождите, вы же были на гастролях в Америке". — "Была, да". Она в Америке договорилась и все свободное время не ходила по Америке, а училась. Мне было стыдно, я же предупреждал, что это маленькая роль, что это вообще никто не оценит. Стоит и вежливо улыбается — она просто хотела сделать все наилучшим образом»

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Актеры Сергей Астахов (слева) в роли конструктора Сергея Королева и Сергей Юрский в роли ученого Константина Циолковского в фильме «Королев» (2007)

Актеры Сергей Астахов (слева) в роли конструктора Сергея Королева и Сергей Юрский в роли ученого Константина Циолковского в фильме «Королев» (2007)

Фото: Пресс-служба фильма «С.П. Королев. Главный констру

Сергей Юрский переехал в Москву в 1978 году,  и поступил на работу в Театр им. Моссовета. Там он работал не только в качестве актера, но и как режиссер-постановщик. Кроме того, он работал на сцене МХАТ имени А.П. Чехова

Сергей Юрский переехал в Москву в 1978 году, и поступил на работу в Театр им. Моссовета. Там он работал не только в качестве актера, но и как режиссер-постановщик. Кроме того, он работал на сцене МХАТ имени А.П. Чехова

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

«Недавно стою посреди улицы — никак не могу найти дом по тому адресу, что у меня, — раздражен страшно, кричу: "Где, где улица такая-то?" Все идут мимо, никто не обращает внимания. Начинаю хватать людей подряд: "Послушайте, где эта улица?" — "Не знаю, ничего не знаю". — "Подождите, — говорю, — а вы здесь живете?" — "Здесь, — говорят, — вон там, вон в том доме". — "И как же, — говорю, — называется улица, на которой мы?" — "Я ничего не знаю — я выхожу из метро и иду налево"»
<br>В 1990 году на экраны вышел фильм «Чернов/Chernov» по повести актера. Кроме того, он исполнил в нем одну из ролей

«Недавно стою посреди улицы — никак не могу найти дом по тому адресу, что у меня, — раздражен страшно, кричу: "Где, где улица такая-то?" Все идут мимо, никто не обращает внимания. Начинаю хватать людей подряд: "Послушайте, где эта улица?" — "Не знаю, ничего не знаю". — "Подождите, — говорю, — а вы здесь живете?" — "Здесь, — говорят, — вон там, вон в том доме". — "И как же, — говорю, — называется улица, на которой мы?" — "Я ничего не знаю — я выхожу из метро и иду налево"» 
В 1990 году на экраны вышел фильм «Чернов/Chernov» по повести актера. Кроме того, он исполнил в нем одну из ролей

Фото: Федор Савинцев / ТАСС

2000-е принесли Юрскому новые роли — отец Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2008), отец Базарова в сериале «Отцы и дети» (2008), Сталин в сериале «Товарищ Сталин» (2011) (кадр на фото), Борис Пастернак в сериале «Фурцева» (2011)

2000-е принесли Юрскому новые роли — отец Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2008), отец Базарова в сериале «Отцы и дети» (2008), Сталин в сериале «Товарищ Сталин» (2011) (кадр на фото), Борис Пастернак в сериале «Фурцева» (2011)

Фото: Фильм 232

Сергей Юрский известен публике, как потрясающий чтец. Он автор более 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Его первые программы начали выходить еще в 1960-е годы. Тогда во время концертов он читал Пушкина, Гоголя, Бабуля, Пастернака и других
<br>На фото сцена из спектакля «Полонез» по мотивам нескольких пьес Игоря Вацетиса

Сергей Юрский известен публике, как потрясающий чтец. Он автор более 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Его первые программы начали выходить еще в 1960-е годы. Тогда во время концертов он читал Пушкина, Гоголя, Бабуля, Пастернака и других 
На фото сцена из спектакля «Полонез» по мотивам нескольких пьес Игоря Вацетиса

Фото: РИА Новости

Сергей Юрский — лауреат множества театральных и  кинопремий. Кроме того, он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III, IV степеней<br>
На фото: экс-президент Дмитрий Медведев вручает награду артисту

Сергей Юрский — лауреат множества театральных и кинопремий. Кроме того, он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III, IV степеней
На фото: экс-президент Дмитрий Медведев вручает награду артисту

Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов купить фото

«Обгоняет меня молодой человек на «Мерседесе». Выскочил, кричит. Показал царапины на моей машине и на своей тоже. Я понял, что это мошенничество — трюк известный. Но говорил он очень уважительно: отец, ты дай, сколько есть. Я засомневался: тридцать лет за рулем, может, стал хуже ездить. Дал ему три тысячи рублей, и он смылся. Я подумал: за такой спектакль денег не жалко»

«Обгоняет меня молодой человек на «Мерседесе». Выскочил, кричит. Показал царапины на моей машине и на своей тоже. Я понял, что это мошенничество — трюк известный. Но говорил он очень уважительно: отец, ты дай, сколько есть. Я засомневался: тридцать лет за рулем, может, стал хуже ездить. Дал ему три тысячи рублей, и он смылся. Я подумал: за такой спектакль денег не жалко»

Фото: РИА Новости

На фото: актер Сергей Юрский дает автограф во время акции «Контрольная прогулка»

На фото: актер Сергей Юрский дает автограф во время акции «Контрольная прогулка»

Фото: Коммерсантъ / Александр Вайнштейн купить фото

«Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли»
<br>Сергей Юрский умер 8 февраля 2019 года в возрасте 83 лет от остановки сердца

«Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли» 
Сергей Юрский умер 8 февраля 2019 года в возрасте 83 лет от остановки сердца

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов купить фото

 

 

Смотреть 

Театральный продюсер Леонид Роберман вспомнил спектакль Сергея Юрского «Полеты с ангелом. Шагал» — в следующий раз его должны были играть в театре имени Моссовета 1 марта, все билеты на него уже проданы. «Говорить о том, какой он актер, никакого смысла не имеет,— сказал господин Роберман.— Я могу говорить только о том, что потеряла страна, что потерял мир.

Мир потерял совесть театра.

При нем можно было многое, но чего-то делать было категорически нельзя, и не делали, потому что знали, что есть Юрский. Он никогда не плыл по течению. Даже когда ему вручали государственные награды, он не благодарил и не говорил о себе, а говорил о тех, кто в этот момент нуждался, кто был в опале. Он делал только то, что мог делать он, чего не могли бы сделать другие. Он был одним из тех, для кого театр всегда был целью и никогда — средством. Он никогда не позволял, чтобы за ним носили его чемодан. Я благодарю вас, Сергею Юрьевич, за шесть часов "Евгения Онегина", благодарю за Булгакова, благодарю за тот риск и за тех зрителей, которых никогда ни у кого не было и не будет».

Сергей Юрский и его работы в кино

В течение всего часа, пока друзья и коллеги Сергея Юрского произносили речи, люди продолжали приносить на сцену цветы. Над гробом и сидящими рядом близкими Сергей Юрский жил на экране, на фотографиях — один, с друзьями, в римской тоге, в образе Чацкого, с бокалом, в гриме, в белом фраке, широко раскинув руки, обнимая родных, подтягиваясь на турнике, улыбаясь. «Вы видели эти его глаза? Такими распахнутыми глазами ребенка он смотрел на этот мир,— говорил режиссер Кама Гинкас.— Само присутствие его всегда как-то помогало делать то, что ты считаешь нужным, не обращая внимания на всяческие препятствия».— «Оказывается, можно прожить жизнь, ни разу не солгав ни себе, ни другим, ни профессии,— сказала актриса Ольга Остроумова.— Это делает нас всех такими маленькими по сравнению с ним».

«Я потерял очень близкого друга и человека, который создавал вокруг меня мир,— сказал журналист и фотограф Юрий Рост.— Этот мир ушел навсегда.

Не будем тешить себя надеждами, что мы будем его помнить и от этого что-то сохранится. Нет, Сережи больше не будет.

Больше не будет такого артиста, такого человека, такой феноменальной, ренессансной личности. Человека, который любил жизнь, который очень много жил на сцене, вне сцены, с друзьями. Он формировал вокруг себя какую-то плотную материю. Так получилось, что всего десять дней назад мы сидели с ним и разговаривали, и он был в прекрасном состоянии, он был счастлив, я видел Юрского, который готов работать. Он мне сказал, что не придет на выставку, потому что у него будет спектакль. Я слышу его интонацию, его голос, и чувствую вину за то, что мы недостаточно общались».

Спустя час с небольшим после начала панихиды на сцене стало плохо народному артисту Евгению Стеблову, которому пришлось вызвать скорую. Кажется, это немного смяло церемонию — гражданская панихида закончилась чуть раньше, чем предполагалось.

Но почти до часа дня в зале продолжали вспоминать, говорить слова соболезнования и читать траурные телеграммы — от Александра Калягина, от коллектива БДТ имени Товстоногова, от Московского Художественного театра, от Марка Захарова, от Сергея Маковецкого, от Дома актера, от почти всех театров в Москве и многих театров в других городах, от компаний, от губернаторов и даже от ФСО.

Сергей Юрский не помещался в два часа, отведенные на прощание. Журналист Михаил Гусман рассказывал, как Сергей Юрский однажды давал концерт для единственного зрителя — его умиравшего отца. А режиссер Михаил Левитин вспоминал, как люди разбивали окна, чтобы попасть в зал, где Юрский читал «Онегина».

Сергей Юрский и его работы в театре

Без двадцати час все речи оказались произнесены. Сергей Юрский появился на экране в коротком видео, в котором он читал свое стихотворение «Все начнется потом»: «Вот пройдет / Этот суетный мелочный маятный год, / И мы выйдем на волю из мучившей клети. / Вот окончится только тысячелетье… / Ну, потерпим, потрудимся, близко уже… / В нашей несуществующей сонной душе / Все застывшее всхлипнет и с криком проснется, / Вот окончится жизнь… и тогда уж начнется».

К гробу подошли самые близкие. Потом его накрыли крышкой и вынесли со сцены и из зала по центральному проходу под аплодисменты стоящих зрителей. Катафалк уехал на Троекуровское кладбище. На улице, на балконе театра играл саксофон.

 

Источник: https://www.kommersant.ru


     

Санкт-Петербург:
Есенина ул., 1
Кубинская ул., 76к3

Колпино:
Колпинская ул. 8 В
Тверская ул., 1/13

Телефон +7 (812) 748-30-31

© 2008 - 2019 Ритуальная служба ПохоронныйДом.рф
en ru