Круглосуточные консультации

+7 (812) 748-31-30

Расследование RNS: кто, как и сколько зарабатывает на рынке ритуальных услуг России

Российский похоронный рынок — это 50 млрд рублей в год официально и еще 200–250 млрд рублей за балансом. На нем работают почти 20 тыс. фирм и ИП, связи между которыми по официальным базам данных в основном не прослеживаются. Но участники рынка признают существование «тех или иных агломераций».

14 мая на Хованском кладбище в Москве — крупнейшем в Европе — произошла массовая драка между выходцами с Северного Кавказа и мигрантами из Средней Азии. Три человека погибли, более 30 пострадали, более 100 человек задержаны полицией. По официальной версии ГБУ «Ритуал» (управляет Хованским кладбищем), драку устроили нелегальные мигранты из Средней Азии, которые несанкционированно проникли на территорию, скрываясь от рейдов ФМС. Предварительная версия ГУ МВД по Москве другая: конфликт произошел из-за «передела рынка» между мигрантами, которых в частном порядке нанимают для обустройства и ухода за могилами.

Директор Хованского кладбища Юрий Чабуев сразу после конфликта был освобожден от должности. По версии Следственного комитета (СК), именно Чабуев является его организатором: он сам позвал выходцев с Северного Кавказа для выдворения нелегальных мигрантов. Как полагают следователи, основным мотивом совершения преступления был финансовый интерес. 19 мая по решению суда бывший директор Хованского кладбища был арестован до 14 июля. Теперь проверку кладбищ проведет Генпрокуратура.

Что делили?

Легальный рынок ритуальных услуг в России составляет около 43–47 млрд рублей в год, Москвы — около 6–7 млрд рублей, оценивает президент Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Павел Кодыш. С учетом черного рынка цифра в 2–3 раза выше, отмечает он. «Никто не считает, какие миллиарды куда приходят и уходят, их тяжело считать», — посетовал он.

В экспертных материалах, подготовленных депутатом Госдумы Еленой Николаевой, легальный оборот похоронного рынка России оценивается в 54 млрд рублей, а теневого — в 200 млрд рублей. В похоронном бизнесе работают около 40 тыс. человек.

«Есть официальные данные по прибыльности рынка и есть теневые. Теневые превышают количество официальной прибыли в пять раз», — оценивает и Алексей Володеев, гендиректор компании Pomnim.pro, которая занимается уходом за могилами. В оценке легального оборота он согласен с подсчетами Николаевой — это 54 млрд рублей.

Средняя стоимость похорон сейчас составляет 30–40 тыс. рублей, говорит Кодыш. Сюда входят гроб (7–10 тыс. рублей), транспорт (от 5 тыс. рублей), захоронение (10 тыс. рублей), крест или табличка на могилу без учета поминок и услуг морга. В реальности цифра часто оказывается в разы выше. С учетом услуг морга, венков, поминок и последующей установки памятника средние похороны могут обойтись в 100–200 тыс. рублей и выше.

Самостоятельная организация похорон через ГБУ «Ритуал» обойдется дешевле, но даже там сверх заявленных в прейскуранте услуг может потребоваться доплатить. По словам людей, которые хотели получить новый участок на открытом для захоронений кладбище, им предложили выделить на том же кладбище более удобно расположенную могилу за 60 тыс. рублей. Дополнительная плата может потребоваться рабочим, которые копают могилу и устанавливают памятник. Здесь начинается черный рынок.

На черном рынке место на престижном кладбище в Москве можно получить, перекупив старое захоронение. Перепродажей старых могил могут заниматься родственники умерших. На сайте Avito.ru частные лица предлагают продать право на захоронение в старых могилах на Ваганьковском, Даниловском и других московских кладбищах. Например, участок на Ваганьковском кладбище возле могилы Баумана стоит 1,7 млн рублей, на Даниловском и Останкинском — 1,2 млн рублей, на Калитниковском кладбище (филиал Новодевичьего) — 2 млн рублей.

По одному из объявлений корреспонденту RNS предложили приобрести участок на одном из центральных кладбищ за 3 млн рублей, переоформив его как на родственника в пожизненное пользование. «Надо подходить к директору кладбища, давать взятку и договариваться, что вы моя двоюродная сестра. Хотите — по доверенности, хотите — перепишем, — как угодно», — пояснил продавец.

По закону «О погребении и похоронном деле» участки для захоронения на кладбищах предоставляются государством бесплатно и в бессрочное пользование тем, кто ухаживает за могилой. Но почти все московские кладбища закрыты для новых захоронений. Хоронить на них можно только в могилу родственников по истечении санитарного срока (15 лет). Исключение — Перепечинское кладбище, где еще выдают новые участки.

В октябре 2015 года московские власти запустили эксперимент по продаже мест под семейные захоронения на московских кладбищах на электронных аукционах. Перепродавать такой участок и хоронить на нем не родственников запрещено. Стартовая цена за участок площадью 3,6 кв. метров для торгов, которые проходили 11 и 18 ноября 2015 года, варьировалась от 226 тыс. до 3,8 млн рублей. Согласно размещенному на сайте ГБУ «Ритуал» реестру, участки для семейных захоронений можно приобрести практически на всех московских кладбищах, включая Троекуровское и Хованское.

Еще одно направление черного рынка — продажа информации о смертях. После отмены лицензирования похоронной деятельности в 2002 году на рынке появилось множество похоронных организаций и «черных» агентов, рассказал президент СПОК Кодыш. Они покупают у информаторов (чиновников, врачей, участковых полицейских и т. д.) информацию о смерти человека, а затем выходят на его родственников, предлагая услуги по организации похорон в несколько раз дороже, чем ГУП «Ритуал». Цель — воспользовавшись замешательством родственников, получить максимальную прибыль с организации похорон. Стоимость информации о смерти, по словам Кодыша, в Москве доходит до 20 тыс. рублей, в Новосибирске — до 10 тыс. рублей. По его оценкам, на рынке работает около 500 «черных» агентов.

«Около 1 млрд рублей ежегодно уходит на взятки за информацию о только что умерших людях. Эти деньги похоронные агенты платят полицейским и медикам. Поэтому иногда о доставленном в морг теле ритуальщики узнают на несколько часов раньше родственников погибшего, а агенты на дом приезжают вперед скорой и полиции. За каждый такой “слив” информации стоит 15–20 тыс. рублей», — говорится и в документе депутата Николаевой.

«Сейчас в работе законопроект, который предусматривает административную ответственность для “черных” риелторов. Также планируется штрафовать источники сведений об умерших — сотрудников скорой, полиции и т. д. Планируется, что штраф будет превышать среднюю премию, откат за информацию», — сообщил RNS источник в правительстве.

При этом рынок ритуальных услуг в России не криминализирован, утверждает Кодыш. Сегодня на нем присутствуют в основном компании городского и муниципального уровня и какой-то единой контролирующей его структуры нет. «Похоронная отрасль не контролируется какой-то криминальной группировкой», — говорит Кодыш. «Были 90-е лихие. Но люди одумались, исправились. И чтобы под контролем каких-то группировок было — я такого не слышал», — подчеркнул он.

Политика, хоккей и каратэ

На российском рынке около 3,5 тыс. компаний и 5,3 тыс. ИП, у которых похоронные услуги указаны как основной вид деятельности. Еще более чем у 10 тыс. юрлиц эти услуги указаны как неосновная деятельность.

Топ-10 крупнейших похоронных компаний России официально заработали в 2014 году 6,6 млрд рублей, продажи 100 ведущих компаний составили 14,46 млрд рублей, топ-1000 — 23,72 млрд рублей.

Крупнейшими игроками на рынке являются ГБУ «Ритуал» с выручкой 2,84 млрд рублей в 2014 году, затем Военно-мемориальная компания (ВМК, 978 млн рублей), Санкт-Петербургская ритуальная компания (744,7 млн рублей), похоронная служба «Горбус» (542 млн рублей с учетом дочерней компании «Ритуал-Горбус»), московское бюро ритуальных услуг «Стикс-С» (478,4 млн рублей), автобаза СПАРУ (325,6 млн рублей), самарский муниципальный Спецкомбинат ритуальных услуг (243,4 млн рублей), похоронное бюро «Горбрус» (241,3 млн рублей), ГУП «Ритуальные услуги» в Санкт-Петербурге (238,4 млн рублей) и московская похоронная служба «Реквием-Сервис» (229,8 млн рублей), самарский муниципальный Спецкомбинат ритуальных услуг (243,4 млн рублей), екатеринбургский МУП «Комбинат специализированного обслуживания» (223 млн рублей).

Совладельцами ВМК являются физические лица, среди которых акционер туркомпании «ВСК-Тур» Юрий Старосадчев. Другой совладелец ВМК — Юрий Слипченко — также является одним из учредителей портала об армии «Полевая почта».

Владелец 80% Санкт-Петербургской ритуальной компании (СПБРК) Валерий Ларькин является соучредителем ряда похоронных компаний, вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев, а также президентом Федерации хоккея Санкт-Петербурга и Межрегионального координационного центра по хоккею Северо-Запада Федерации хоккея России. Партнер Ларькина по СПБРК Валерий Назаров также владеет долями в ряде похоронных структур, включая 25% Мемориальной компании силовых структур, совладельцами которой являются Ларькин (65%) и глава СПОК Павел Кодыш (10%).

Заметным игроком на московском рынке является компания «Обряд», выручка которой в 2014 году составила 38,9 млн рублей, а с учетом дочерней ООО «Последний обряд» — 64,4 млн рублей. Совладелец «Обряда» Алексей Мачихин является соучредителем Фонда развития боевых искусств Сергея Якунина.

Совладельцем похоронного агентства «Ритуальная православная служба», работающего в московском регионе и получившего в 2014 году 69,3 млн рублей выручки, через ООО «Риттранс» является Владимир Панин. Полный тезка Панина был соучредителем Фонда социальных программ «Инициатива Жириновского».

Похоронное бюро «Броникс-Сервис», оказывающее услуги в Москве, получило в 2014 году 155,3 млн рублей выручки, в 2013 году — 207 млн рублей. По данным СПАРК, 25% бюро принадлежит Таус Рамазановой.

Статистика указывает на низкую концентрацию на похоронном рынке, но анализ рынка Федеральной антимонопольной службой еще в 2008 году показал, что уровень конкуренции в отрасли недостаточный. В документе говорится, что в 2008 году на рынке работали 627 хозяйствующих субъектов, 27% которых были государственными или муниципальными, остальные — частными. По итогам проверки служба возбудила более 240 дел о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, ФАС отметила, что муниципалитеты создают специализированные похоронные службы, которые становятся единственным исполнителем.

«Этот рынок уже давно поделен, и на самом деле групп влияния не так много. Любая мелкая фирма входит в ту или иную агломерацию, которая контролируется теми или иными структурами. При попытке передела рынка и происходят такие “хованские побоища”. Вопрос не в том, кто участвовал, а в том, кто за всем этим стоит», — сказала RNS один из опрошенных экспертов, пожелавший сохранить анонимность.

Как хоронят в Европе и США

Стоимость похорон в большинстве развитых стран выше, чем в России. Во Франции средние похороны обойдутся от €3 тыс. до €5 тыс. В Великобритании базовая стоимость похорон, в которую не входят расходы на венки и памятник, составляет £3,7 тыс., с учетом дополнительных расходов — в среднем £6 тыс. — £7 тыс. Кремация стоит £683, дополнительные расходы составляют £1,6 тыс. В США средняя стоимость похорон превышает $4 тыс., при этом в некоторых штатах цифра может быть на уровне $1 тыс.

По данным депутата Николаевой, в США на данный момент более 19 тыс. зарегистрированных похоронных бюро, 80% которых — частные компании. Они платят налоги и придерживаются открытой ценовой политики — прейскуранты являются общедоступными.

Крупнейшая публичная компания, владеющая сетью похоронных бюро в США, — Service Corporation (SCI), на ее долю приходится примерно 12% рынка. К концу 2015 года SCI управляла 469 кладбищами в 45 американских штатах, восьми провинциях Канады, а также в Колумбии и Пуэрто-Рико. Ее выручка в 2015 году составила $2,98 млрд.

В большинстве стран Европы место для захоронения на кладбище не получают в бессрочное пользование, а берут в аренду, отмечает президент СПОК Кодыш. Ответственный за захоронение заключает с администрацией кладбища контракт аренды на 15–50 лет, в течение которого он обязуется оплачивать аренду и ухаживать за могилой. Такая система действует во Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Дании. В Париже, например, стоимость аренды участка 2 кв. м на 30 лет составляет около €2360. По истечении срока аренды, если она не продлевается, могилу могут рекультивировать и сделать там новое захоронение.

Похоронный бизнес на Западе в целом легальный, утверждает Кодыш. Тем не менее в США компания National Prearranged Services (NPS), оказывающая ритуальные услуги, оказалась замешана в крупном финансовом скандале. Похоронный дом предлагал клиентам заключить контракт, по которому клиент платил $10 тыс. и более, после чего компания обязывалась покрыть все расходы на похороны. Но когда клиент умирал, выяснялось, что денег у компании нет. Суд оценил ущерб от этой схемы в $600 млн.

Алексей Володеев из Pomnim.pro отметил, что в России нет инвентаризационной базы, то есть никто не знает точно, какое количество захоронений сделано в Москве или в России. «За счет этого возникает возможность разных темных схем, которые можно сделать с землей. В Москве она очень дорого стоит», — сказал Володеев.

Расцвету черного рынка способствует законодательная норма, которая запрещает бюджетным учреждениям принимать заказы на уход или памятники без паспорта захоронения, сообщил RNS источник на этом рынке. «Тут возникает много теневой истории. Когда человек приходит на кладбище без паспорта захоронения, но хочет сделать тот же уход, он подходит к рабочему и дает ему напрямую деньги. Или в большинстве городов на входе на кладбище стоят попрошайки, которые собирают заказы на уход», — пояснил он.

В борьбе за землю случается и вандализм, говорит источник. «Были случаи, когда чтобы получить землю, люди ломали памятник. Проверяли, восстановят его или нет, и дальше землю забирали под себя. Бывает, расширяют площадь ограды за счет чужого захоронения, чтобы дальше его переделывать под себя. Также идет продажа данных о смерти: скорая еще едет, а агент уже постучался в дверь», — сказал он.

По словам источника в отрасли, криминальных структур сейчас действительно почти нет на рынке. «Пропали как динозавры, потому что они не могут бороться с прямой конкуренцией. Сейчас вроде бы не стреляют и не убивают за то, что ты работаешь на кладбище. Драка на Хованском — это частный случай», — отметил он, затруднившись сказать, какие структуры являются крупными конечными бенефициарами рынка.

Похоронная реформа

События на Хованском кладбище обострили вопрос о необходимости реформ в отрасли. Действующий закон устарел, он не предусматривает повторного использования земли на кладбищах и ответственности должностных и юридических лиц за правонарушения, отмечают участники рынка.

Инициатива по разработке нового закона принадлежит Минстрою. «Законопроект подготовлен. Думаю, он будет принят уже новым составом Госдумы», — пояснил RNS заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

«Но лицензирование вряд ли поможет изменить ситуацию. Любая организация сможет делать взнос и доказать профпригодность. Правильнее будет все-таки прописать механизм регулирования сферы, специальный закон, который бы четко регулировал ситуацию, чтобы разборки, подобные той, что произошла на Хованском кладбище, больше не повторялись», — считает депутат Николаева.

По словам Кодыша, механизм повторного захоронения, который сейчас разрабатывается, может предполагать, что договор о захоронении будет заключаться на определенный срок. «Если вы не ходите в течение 10–15 лет на могилу, если могила не ухожена, не убрана, если она заброшена, то, допустим, через 20 лет она может считаться бесхозной. Тогда, если закон примут, мы имеем право рекультивировать землю, останки кремировать и, допустим, перезахоронить на поле памяти, которое создадим», — пояснил он.

По мнению Николаевой, необходимо узаконить частные кладбища, так как «у многих людей есть возможность на частных землях сделать хорошее захоронение, может быть, даже более высокого класса, фамильные склепы, особым ландшафтным решением».

«Раньше в стране были криминализированы все сферы народного хозяйства. Конкуренция, четкая политическая воля — и здесь будет наведен порядок», — уверена она.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...